№1 (17), 2004

№1 (17), 2004

Тема номера: «Православие в Америке» Колонка редактора Во время последней иракской войны президент США Джордж Буш не раз в своих публичных выступлениях призывал Божие благословение в помощь американским солдатам. Эта характерная деталь была подмечена светскими журналистами: появилось несколько статей, авторы которых пытались проанализировать «религиозную составляющую» во внешней политике нынешней американской администрации. Теперь, когда прошел почти год после этой войны, когда утихли споры об американской религиозности, вопрос, по видимости, так и остается без ответа: во что верят американцы? Страна, имеющая, в общем, христианские исторические корни, должна питаться от этих корней. Так ли это? А откуда же появилось невообразимое количество сект самых различных направлений, не только и не столько христианских? Вспомним: в свое время американский континент осваивали социально наиболее подвижные и наименее привязанные к исторической родине люди. «Беспочвенные», если можно так выразиться. В большинстве пионерами Америки были личности если не авантюрного, то, по крайней мере, весьма непростого характера. Их христианство уже в Европе не отличалось особой ортодоксальностью, а уж в Новом Свете оно приобрело и вовсе причудливые очертания. Мормоны, пяти-десятники, епископалы, — кого только не «подарил» миру Новый Свет. Но исторически сложилось так, что Америка была дважды просвещена светом Евангелия: сначала здесь прозвучала проповедь западных проповедников, а значительно позднее, на рубеже ХѴІІІ-ХІХ веков, американцы открыли для себя восточное христианство. Святитель Иннокентий (Вениаминов), преподобный Герман Аляскинский, святитель патриарх Тихон (Белавин) — это имена ангелов-хранителей американского Православия, благодаря молитвенному предстательству которых «малое стадо» православных американцев в окружении совершенно чужеродного мира, в центре цивилизации потребления продолжает оставаться Церковью Христовой. В чем-то особенности жизни христиан-американцев могут казаться странными, в чем-то даже неприемлемыми. Наш взгляд — это во многом взгляд со стороны, поэтому, наверное, не стоит быть слишком категоричными в своих суждениях. Посвящая очередной номер «Встречи» Православию в Америке, мы намеренно не приводим никаких статистических данных. Достаточно услышать непосредственное свидетельство самих православных американцев или тех наших соотечественников, которые, побывав в США, познакомились с современной церковной жизнью страны. Рассуждения о нынешнем положении Православной Церкви в Америке невольно вызывают сравнение ее исторической судьбы с путями Русской Церкви. На ум приходят такие образы: русское Православие, несмотря на тяжелейшие гонения ХХ века, по-прежнему сохраняет связь со своими глубинными корнями, питаясь от поистине неисчерпаемого источника многовековой религиозной традиции. Те невидимые стены и ограда, которые с помощью Божией возвели наши предки, по-прежнему крепки, — и мы живем, как растения в полуразрушенной теплице: нет прежнего благоприятного микроклимата, но нет и пронизывающих ветров, которые гуляют за стенами. Американское же христианство — как дерево в тундре: ствол изогнут, ветви стелятся почти по земле, плоды маленькие, почти не вызревшие, — но зато какой удиви-тельный у них аромат, какая у этого деревца потрясающая жизнестойкость! Это и есть та лепта, которую Православие в Америке привносит в сокровищницу вселенской христианской традиции. Именно это качество «дикорастущего» американского христианства вполне может послужить полезной прививкой к нашей собственной духовной жизни. Заместитель главного редактора Михаил Моисеев
Скачать весь номер в формате PDF: