Совершенство пения как символическое отражение величия Родины

С. Лемешев Пение и певческий голос – великий Божественный дар! Когда одаренный человек благодарен Творцу, то раскрывая свой талант, он стремится через него открыть миру Бога. Еще древнегреческий философ Платон утверждал, что всякая истинная красота неизбежно отражает свой Божественный источник 1. И если певец относится к избранникам Господа, получил от Бога большой талант, то сила воздействия пения колоссальна. «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет её от уз тела, не располагает к размышлению и презрению ко всему житейскому, как … пение. Душа имеет склонность к этому наслаждению … От пения и удовольствие, и польза» 2.
Творчество знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева (1902–1977), его голос – художественный феномен по красоте тембра, полетности, обволакивающей звучности; его голос заполнял собой любой зал, доминировал в любом ансамбле. Его так и называли: «Русское чудо». Попасть на концерт Лемешева обычным способом, купив билеты в кассе, было практически невозможно, все раскупалось в одно мгновение. В Большом театре, когда пел Лемешев, работники говорили: «Сегодня люстры светят ярче, сегодня поет сам Сергей Яковлевич». Каждое его выступление отличалось благородством, сердечностью и красотой. Современники рассказывают, что в моменты, когда певец заканчивал свое выступление и уходил со сцены, зрители долго не покидали зал, чтобы еще немного побыть в той теплой и душевной обстановке, которую создал великий художник пения. Когда все-таки приходилось выходить на улицу, люди все еще медлили расходиться и просто стояли у колонн Большого театра, как будто само это место хранит впечатление от концерта. Гастроли артиста по стране превращались в праздник, в победное шествие высокого искусства. Совершенная простота и задушевность в пении Лемешева воспринимались народом как импровизация, легкая, светлая, радостная, подобно пению соловья, что породило множество легенд, былей и небылиц о жизни и творчестве певца. В 1968 г. вышла книга воспоминаний Сергея Лемешева о своем творческом пути «Путь к искусству», которая хорошо отражает характер и кроткий нрав великого певца. Артист фактически искажает, в итоге из скромности вредит своей репутации и вводит в заблуждение читателей тем, что умалчивает или очень скромно говорит о своих дарованиях. За него говорили его выступления. Сегодня, когда Сергея Яковлевича нет с нами, у нас остались записи произведений, исполненных им. Описывая же силу воздействия пения, в любом случае сложно найти словесный эквивалент, способный передать масштаб и уникальность этого чудесного явления. Картину впечатления от творчества Сергея Лемешева частично раскрывают воспоминания известных оперных деятелей и современников певца:
– «Голос Лемешева и весь он – одно из чудес, которым Россия одарила мир», – Евгений Нестеренко, певец Большого театра, народный артист СССР.
Легендарное обаяние, эмоциональная щедрость, проникновенное пение, сценическое совершенство… Его Ленский — символ национальной поэзии, а сам певец — русский Орфей XX века»,
– Михаил Мугинштейн, историк музыки, музыкальный критик, доктор искусствознания.

– «Сергей Лемешев – великий артист, вообще равных ему нет! Сергей Яковлевич постиг все сокровенные тайны вокального искусства; неповторимой красоты голос, беспредельное мастерство и особенная, только ему присущая задушевность; по требовательности к себе, по непримиримости, по настойчивости – я не знаю равных Лемешеву.
– За полвека дирижерской практики у нас в стране и за рубежом я не видел никого приближающегося к Лемешеву. Все самые знаменитые артисты, как иностранные, так и русские, неизбежно отходили на второй план, если пел Лемешев. Каждому из них чего-то не хватало; у Лемешева есть всё для совершенного искусства, все качества Великого Артиста»,
– Борис Хайкин, дирижер оперных театров, Большого театра, народный артист СССР.
– «Дивное исполнение Лемешева, романтизм без напыщенности, какое пение! Просто, строго, безыскусственно, трепет соловьиного горла… так не споешь обыкновенным голосом»,
– Георгий Свиридов, композитор, народный артист СССР.
– «Объективное влияние Лемешева на эстетитку… оперного татра огромно. Вдруг в этот размалеванный и далекий от правды мир пришел Лемешев, тонкий, красивый, изящный. На репетициях не столько я репетирую с Лемешевым, сколько учусь у него.
Успех у С.Я. Лемешева выше всех возможных представлений»,
– Борис Покровский, дирижер оперных театров, Большого театра.
Лемешев горячо любил Россию и русское духовное начало: мягкость с огромной внутренней силой, погруженность в душу, размышление о жизни, выразительность слова, его сокровенный тайный смысл. Певец верил в силу пения – и вдохновенно пел, пробуждая благородное человеческое через свое, русское исполнительское искусство. Можно представить, через какие испытания прошел артист, работая в окружении советской театральной богемы, представители которой преимущественно пытались подавить русскую духовность и как таковую саму «русскость». Свою христианскую миссию, которую мы все призваны нести, раскрывая и приумножая свои таланты «во Славу Божью, на радость людям» 3 (любимая цитата Лемешева), Сергей Яковлевич, будучи публичным человеком, нес и явно, и в тайне. Явно она проявлялась во всем его служении искусству и во всех благородных гранях его личности, тайно – в моментах, понятных лишь церковному человеку, которые в атеистическом обществе понимались как «чудачество». Так, например, его знание всех православных праздников воспринималось даже членами семьи как пережиток деревенского детства, а знание наизусть всех четырех Евангелий неизменно помогало ему поддерживать душевный мир и делать небольшие знаковые пометки в личном дневнике, которые в неверующем обществе не могли вызвать подозрений. Перед концертом Сергей Яковлевич всегда испрашивал у Господа дарования зрителям светлой радости, чтобы их искалеченные и духовно истощившиеся поголовным безбожием сердца через красоту искусства, как Божественного дара, смогли хотя бы сквозь мутное стекло нераскаянных грехов и внецерковной жизни увидеть отблеск того удивительного Мира, который был беспощадно скрыт советской идеологией. Не в этом ли высшая цель искусства – служить ослепленному человечеству ярким сигнальным огнем, приоткрывающим загадочность и глубину мира как Божьего Творения. Ведь если так прекрасно творение, то каков же Творец? Святейший Патриарх Алексий II (1929–2008), оценивая учения святых о значимости искусства, писал: «Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение всего земного бытия было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня. В особенности это относится к наследию русской и европейской культуры и цивилизации. По первоистокам своим они, несомненно, христианские и даже в отступлении от духовных корней нередко несут в себе скрытый христианский смысл и подтекст и не могут быть вполне поняты вне этого. Православие, даже если православные люди иногда и оставались малым стадом, было, есть и всегда будет великой духовной традицией, и православное мировоззрение и миропонимание не может быть сведено к той или иной сектантской узости и самозамкнутости» 4.
Голос Сергея Лемешева давал людям возможность ощутить то необыкновенное сиротливое чувство о, как казалось, потерянном историческом духовном пути России! Главную цель своего служения великий певец видел в том, чтобы через совершенство, красоту и радость пения явить атеистическому обществу русскую культурную традицию, в главной сути своей, всегда руководимую христианской надеждой о наследовании Небесного Иерусалима, наполненного светом и радостью.

1. Платон. Пир: О любви, – изд. 2-е, С.П.Б., тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1910, – 80 с.; c.27-34.
2. Святитель Иоанн Златоуст. Cб. Год со святителем Иоанном Златоустом, – М.,изд. Сретенский монастырь, 2005, – 384 с.; с.373.
3. Из воспоминаний К. П. Макаровой, исследователя творчества Сергея Лемешева.
4. Алексий II (1929-2008), Патриарх Московский и всея Руси. Сб. Отечник проповедника, – М., изд. Изограф, 2008 г. –32 с.; оборот первой страницы обложки.

Анатолий Вельмякин

 

Tags: , ,

 

Share this Post